Андрей Астафуров
МКА «Арбат», Адвокат, руководитель банкротной практики

Финансовый крах ресурсоснабжающей организации может отразиться на жителях многоэтажек, которые получают воду, тепло и свет. Поэтому обанкротить РСО сложнее, чем обычную компанию.

Банкротство РСО как социальная история: пять главных факторов

Банкротство ресурсоснабжающих организаций (РСО) грозит неприятными последствиями не только этим компаниям, но и широкому кругу лиц, которые получают коммунальные ресурсы от должника. Поэтому особенности процедур несостоятельности РСО во многом объясняются социальными факторами. Какие требования закон предъявляет к банкротствам таких организаций, рассказал адвокат, руководитель банкротной практики МКА "Арбат" Андрей Астафуров.

Годовой оборот рынка управления жильём в России, по данным Правительства РФ, составляет 500 млрд руб. В стране насчитывается 2,4 млн многоквартирных домов, жители которых получают воду, тепло и электроэнергию, но не всегда полностью их оплачивают. Такие долги могут вести к тому, что ресурсоснабжающая организация (РСО) не сможет выполнять свои обязательства, что грозит ей несостоятельностью. А поскольку при банкротстве РСО затрагиваются интересы многих лиц, это объясняет социальную значимость процедуры и необходимость законодательной защиты публичных интересов.

Банкротство РСО регулируется общими нормами Закона о несостоятельности с некоторыми особенностями, установленными для субъектов естественных монополий.

1. Применение к ресурсоснабжающим организациям специальных правил о банкротстве естественных монополий

При банкротстве ресурсоснабжающих организаций часто применяются применяться специальные правила о банкротстве субъекта естественных монополий. Согласно статье 4 Закона о естественных монополиях сферой деятельности субъектов естественных монополий среди прочего являются услуги по передаче тепловой энергии, услуги по передаче электрической энергии, услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Для применения особенностей банкротства субъектов естественных монополий важен лишь факт оказания услуг в условиях монополии в определенном виде (сфере) деятельности.

2. Необходимость внесения ресурсоснабжающей организации в Реестр субъектов естественных монополий ФАС

Сложившееся правоприменительная практика исходит из того, что ни Закон о естественных монополиях, ни законодательство о банкротстве не обусловливает наличие у предприятия статуса субъекта естественной монополии исключительно с внесением его в Реестре субъектов естественных монополий. Данный реестр ведется в целях обеспечения государственных интересов в сфере государственного управления, и потому не может служить определяющим фактором для выявления фактического статуса предприятия как субъекта естественной монополии.

3. Основания введения процедуры банкротства в ресурсоснабжающей организации

Для ресурсоснабжающей организации как субъекта естественной монополии предусмотрены иные, более высокие требования для «входа» в процедуру банкротства. Для обычной компании это долг более 300 000 руб., просроченный более чем на 3 месяца, без необходимости возбуждать по нему исполнительное производство. Для  РСО - это долг более 1 млн. руб., просроченный более, чем на 6 месяцев, подтвержденный исполнительным документом и не полученный в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника (ст. 197 Закона о банкротстве). В то же время, эти требования обязательны лишь тогда, когда на банкротство подает кредитор РСО.

Они не действуют, если процедуру несостоятельности инициирует сам должник-ресурсоснабжающая организация. В этом случае проверяются обстоятельства, которые обязывают должника подать на свое банкротство (ст. 9 Закона о банкротстве). Предварительное возбуждение исполнительного производства не требуется.

4. Возможность прекратить деятельность ресурсоснабжающей организации в процедуре конкурсного производства. Особенности продажи имущества

По общему правилу собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника. Это обусловлено тем, что продолжение хозяйственной деятельности может влечь дальнейшую растрату конкурсной массы должника на текущие расходы, которые подлежат погашению в приоритетном порядке перед реестровой задолженностью в качестве текущих платежей.

Однако в связи с тем, что такие решение может затронуть права множества потребителей коммунальных услуг, то кредиторы ресурсоснабжающей организации не вправе принимать такое решение (п. 6 ст. 129 Закона о банкротстве).

При продаже имущества ресурсоснабжающей организации также установлены особые правила, направленные на защиту потребителей коммунальных услуг и публичных интересов.

Данный механизм заключается в том, что имущество должника, непосредственно используемое для производства и реализации коммунальных ресурсов, выставляется на торги единым лотом.

При этом публичные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества (п. 4 ст. 201 Закона о банкротстве).

В случае, если публичные образования не воспользовались своим преимущественным правом, то обязательным условием договора купли-продажи имущества должника – ресурсоснабжающей организации является согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам ресурсоснабжения.

5. Требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве ресурсоснабжающей организации

Пока Закон о банкротстве не выдвигает никаких дополнительных требований к арбитражному управляющему в деле о банкротстве ресурсоснабжающей организации. Однако некачественное антикризисное управление может привести к неблагоприятным последствий не только для РСО, но и в большей степени, для потребителей его товаров и услуг, поскольку специфика деятельности субъекта естественной монополии  связана  с  тем,  что  его потребители  лишены  возможности  выбрать  другого  поставщика  для удовлетворения своих потребностей в данных товарах.

Поэтому, в силу особой социальной значимости процедуры банкротства ресурсоснабжающих организаций, возможно предусмотреть в законе дополнительные требования к арбитражному управляющему, как это сделано, например, для банкротства застройщика, где к арбитражному управляющего предъявляются дополнительные требования в части наличия соответствующего образования, опыта работы на руководящих должностях в данной сфере и т.д.

Мнения юристов

Новости Право.ru

quotКроме неплатежей потребителей, ресурсоснабжающие организации могут столкнуться с дисбалансами в тарифном регулировании, изношенностью сетей, срывами бюджетного финансирования, ошибками в планировании потребления коммунальных услуг. В результате у РСО появляются признаки несостоятельности или их начинают банкротить. Банкротство РСО только за последние два года коснулось Санкт-Петербурга, Владикавказа, Ростова-на-Дону. При этом часто в преддверии или в рамках банкротных процедур нередки нарушения, в том числе уголовные. Поэтому, помимо усиления законодательного регулирования, требуется и повышенное внимание правоохранительных органов – в превентивных целях.

Партнёр «АДВ Синум» Артём Казанцев

Новости Право.ru

quotПрименение общего порядка банкротства к ресурсоснабжающей организации означает крайний формализм и не учитывает специфику ее хозяйственной деятельности как субъекта естественной монополии. Не стоит забывать, что на работу РСО влияет политика государства: регулирование цен, запрет на произвольное приостановление либо прекращение деятельности, особый контроль за совершением крупных сделок. Поэтому нужен взвешенный подход при реструктуризации долгов РСО.

Партнер АБ «Эксиора» Юрий Сбитнев