Одинаковые разные цены: недостаток двухкомпонентного тарифа

Тарифы на коммунальные услуги населению устанавливают региональные комиссии. Точно так же, по тарифам, исполнители (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.д.) должны рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями – если конечными потребителями являются граждане. Но тарифы на подогрев горячей воды не всегда учитывают инженерные особенности многоэтажек. В результате в некоторых регионах, в том числе в Московской области, сложилась ситуация, когда управляющие компании должны платить больше, чем получают от жителей за тот же ресурс. Почему сложилась такая ситуация, что о ней думают прокуратуры и суды, какие есть способы решить проблему, рассказал юрист МКА "Арбат" Сергей Сергеев.

Двухкомпонентный тариф на горячую воду

Стоимость одного кубического метра горячей воды перестала быть единой в 2012 году: 8 ноября 2012 года Правительство ввело двухкомпонентный тариф на горячую воду при закрытой и открытой системах горячего водоснабжения (постановление от 08 ноября 2012 №1149). А14 февраля 2015 года постановлением № 129 оно внесло изменения в Правила установления и определения нормативов коммунальных услуг (постановление № 306 от 23 мая 2006 года) и Правила предоставления коммунальных услуг (постановление № 354 от 06 мая 2011 года).

Такой двухкомпонентный тариф с недавних пор действует во многих регионах страны, в том числе в Московской области. В результате в настоящее время стоимость одного кубометра горячей воды устанавливается исходя из двух компонентов:

  • компонента на холодную воду;
  • компонента на тепловую энергию, затраченную на её подогрев.

Количество холодной воды определяется по показаниям прибора учета и исчисляется в кубометрах. А чтобы рассчитать второй показатель, тепловую энергию, нужно умножить объем воды, рассчитанный по показаниям приборов учета, на утвержденный норматив расхода тепловой энергии на подогрев.

По мнению многих представителей отраслевого сообщества, этот способ расчетов экономически более обоснован. Единый тариф на горячую воду не учитывал фактическую температуру горячей воды, поступающей в квартиры. Как правило, регуляторы закладывали в тариф максимальные показатели, а жильцы получали чуть теплую воду, которую приходилось оплачивать по полной.

Теплые полы и полотенцесушители: откуда перерасход

Но управляющим организациям, которые используют такую систему расчетов, пришлось столкнуться с другой неожиданной проблемой. Нормативы расхода тепловой энергии не всегда учитывали особенности инженерных систем домов. Поэтому плата за нее по нормативам оказалась меньше, чем по общедомовым счетчикам. А это значило, что собственники должны были заплатить за нее управляющей компании меньше, чем она сама – ресурсоснабжающей организации (РСО).

В частности, эта проблема возникла в тех многоэтажках, где тепловая энергия расходуется на подогрев воды в полотенцесушителях, теплых полах или другом подобном оборудовании. В этих домах горячая вода постоянно циркулирует по системе и не остывает благодаря периодическому подогреву. При этом закон не позволяет выставить собственникам счета за этот дополнительный подогрев, ведь это возможно только по утвержденным нормативам потребления.

В итоге у  управляющей организации растет долг перед РСО, поскольку собрать денежные средства с собственников не представляется возможным, в результате чего РСО неминуемо обращается в суд с иском о взыскании.

По закону или справедливости

Судебная практика здесь противоречива. Прокуратура, как правило, становится на сторону жильцов, а судебные органы в большинстве случаев разделяет точку зрения РСО, в результате чего страдают управляющие организации.

Однако есть примеры, когда суд принимает позицию управляющей организации и отказывает РСО во взыскании, поскольку исполнитель коммунальных услуг не может нести обязательства в большем размере, чем обязательства всех собственников в совокупности. Данной позиции, в частности, придерживается и Правительство Московской области. Так, Министр жилищно-коммунального хозяйства Московской области Евгений Хромушин в письме от 09 января 2017 года № 11Исх-1 указал, что размер платежа, который уплачивает исполнитель коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации, не может превышать норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды. А значит, показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию для горячего водоснабжения, не учитываются в расчетах ни с потребителями, ни с ресурсоснабжающими организациями. Обосновывая свою точку зрения, министр сослался на судебное дело № А41-18008/2016,  где Арбитражный суд Московской области отказал РСО во взыскании с  управляющей организации задолженности, возникшей в результате разницы в порядке расчетов. С таким решением согласилась кассация.

Мнение Верховного суда и последствия

15 августа 2017 года ВС вынес определение № 305-ЭС17-8232 по делу № А41-27683/2016, в котором он согласился, что необходимо применять норматив потребления, а не показания прибора учета. Таким образом, ВС по сути воспользовался правовой неопределенностью и самоустранился от разрешения проблемы по существу. "Вторая кассация" ограничилась ссылкой на то, что объектом спора является "тепловая энергия на подогрев воды". Кроме того, ВС отметил, что это не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ. Он предусматривает определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета и только при их отсутствии допускает применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия как "коммунальная услуга" законом не предусмотрена. Поэтому с этим применять можно только правила № 354 и рассчитывать объем так же, как рассчитывают его жителям, не обращая внимания на то, что фактически потребленная тепловая энергия остается не \оплаченной.

В результате РСО будет вынуждена нести убытки, пока в Правилах № 124 прямо не пропишут порядок расчета тепловой энергии, потребленной при подогреве холодной воды при использовании двухкомпонентного тарифа или не внесут её в список коммунальных услуг, установленный Правилами № 354.

При этом, по моему мнению, такая трактовка законодательства противоречит как нормам Гражданского кодекса, который обязывает платить за фактически потребленную энергию, так и правилам, обязательным для заключения договоров с РСО, по которым расчет потребленного ресурса ведется по показаниям общедомового счетчика (при его наличии).

Чтобы покрыть разницу между платежами жильцов и управляющих компаний, некоторые УК ввели так называемый «циркуляционный сбор». Они провели кропотливую разъяснительную работу с собственниками и убедили их оплачивать эту разницу. Но обычно добиться понимания жильцов сложно, и УК терпят в этом неудачу. Другой вариант – добиться установки экономически более обоснованного норматива с учетом характеристик конкретных многоквартирных домов. Путь сложный и тернистый, но представляется более логичным.