Начальник правового управления МОЭК: "Потребители часто оспаривают долги, чтобы дольше не платить"

От чего зависит платежная дисциплина управляющих компаний, как "МОЭК" взаимодействует с должниками и когда им стоит бояться судебного иска, кто чаще всего виноват в некачественной коммунальной услуге и почему управляющие компании не спешат чинить неисправные общедомовые счетчики - рассказал начальник правового управления “Московской объединенной энергетической компании” Михаил Бычков.

- От чего зависит платежная дисциплина? Можно ли сказать, что управляющие компании платят хуже, чем ТСЖ или ТСН?

Не могу однозначно сказать, что УК платят хуже, чем ТСЖ. По моим наблюдениям, платежная дисциплина может зависеть от района (насколько он благополучный) и от того, государственная или частная управляющая компания. В целом государственные платят аккуратнее. Немаловажна добросовестность учредителей и бенефициаров УК. Еще один фактор – сколько в доме квартир, 20 или, например, 500.

- Как вы разрешаете проблему неплатежей?

Большинство вопросов пытаемся решить мирно, потому что судиться – долгое и дорогое удовольствие. Обязательно направляем претензии (впрочем, иначе нельзя, таков законный порядок). Вообще неплательщики бывают разные. Есть и такие, которые всегда платят только по исполнительному листу – фактически, кредитуются за счет «МОЭК». Это для нас категорически недопустимо.

С потребителями, которые оспаривают размер задолженности, мы, как правило, встречаемся, разговариваем, пытаемся понять причины неплатежей, найти приемлемые для обеих сторон способы погашения задолженности.

- При каком долге управляющая компания может начинать волноваться, что вы не ограничитесь претензией, а засудите ее?

Все зависит от величины долга и личности должника (включая его историю предыдущих оплат). Обратиться в суд можем даже через месяц просрочки.

- А если компания добросовестная и уверяет, что погасит долг, только позже?

Как я уже говорил, мы можем быть гибкими в переговорах, но затягивать с оплатой никому не стоит.

- Что делать, если потребитель не согласен с порядком расчета?

Безусловно, это право потребителя. Но нередко эти разногласия являются «прикрытием» для того, чтобы нарастить критическую массу долгов и бросить компанию, а затем создать новую – с теми же директорами и бенефициарами, чтобы обслуживать дом. И здесь нужно разбираться. Сейчас мы формируем практику взыскания убытков с менеджмента – в процедуре несостоятельности или вне ее. В банкротстве – можем оспаривать сделки должника или привлекать к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, которые довели компанию до банкротства или не передали информацию управляющему. Как правило, это удается сделать.

Кстати, долги ряда компаний у нас можно купить. Сведения общедоступны и размещены на официальном сайте «МОЭК».

Кроме досудебной и претензионно-исковой работы, сейчас мы инициируем возбуждение нескольких уголовных дел в отношении лиц, являющихся виновниками банкротства организации.

- А предъявляют ли вам претензии по качеству оказанных услуг?

Достаточно редко. Некачественные коммунальные услуги - это чаще всего следствие плохого состояния внутридомовых инженерно-технических сетей. А за них отвечает не ресурсоснабжающая организация, а управляющая компания. Основной объем нашей судебной работы связан со спорами об объеме (количестве) поставленных ресурсов.

- Поговорим про них. Плата за ресурс может рассчитываться с помощью общедомового прибора учета, а может – и без него. Много ли многоквартирных домов оснащены такими приборами?

Приоритетом должно быть использование приборов учета, поэтому дома нужно ими оснащать – на это ориентирует законодатель. Кроме того, законодательство об энергосбережении обязывает оборудовать такими счетчиками все дома, которые вводятся в эксплуатацию с января 2012 года.

Сейчас в большинстве многоквартирных домов стоят общедомовые приборы учета. Обращаю внимание, что речь идет о приборах учета, которые установлены и допущены к коммерческим расчетам в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета.

- А если прибор есть, но сломался?

Все зависит от вида ресурса. В отношении тепловой энергии – УК или ТСЖ дается три месяца, чтобы привести прибор в порядок. В течение этого срока плата определяется по среднемесячным значениям. Если за три месяца прибор так и не починили, мы переходим к расчетам по нормативу. Как правило, это обходится заметно дороже.

Чтобы сэкономить на оплате, управляющие компании должны проявлять инициативу – поддерживать прибор учета в работоспособном состоянии. Вместо этого они нередко бездействуют или отстраняются. Объясняется это просто. Управляющим компаниям выгодно работать по приборам (начисления в этом случае, как правило, ниже), но они не заинтересованы ремонтировать вышедшее из строя оборудование, поскольку это требует дополнительных средств. К тому же, когда прибор не работает, а объем определяется расчетным способом – нередко возникают разногласия и судебные споры, что дает управляющей компании возможность затянуть оплату.

- Все ли ваши договоры, включая старые, отвечают актуальному законодательству (в том числе – методам расчета)?

Законодательное регулирование в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения очень непредсказуемо – нормы закона часто меняются. Рассматривается очень много законопроектов от различных субъектов законодательной инициативы, причем зачастую такие проекты противоречат друг другу. Поэтому субъектам рынка тепловой энергии и водоснабжения, к которым относится и «МОЭК», довольно сложно оперативно обновлять все договоры с потребителями.

Тем не менее, мы постоянно следим за изменениями в законодательстве и реагируем на них. В частности, в 2017 году компания утвердила новые типовые формы договоров в сфере регулируемых видов деятельности. Их 17, и они учитывают последние изменения законодательства. Договоры с потребителями заключаются по формам, которые актуальны на день их заключения. Но  со временем содержание любого договора устаревает. Могут появляться противоречия с действующим законодательством. В любом случае, его требования распространяются на всех. «МОЭК» в первую очередь руководствуется действующими законами и призывает к тому же управляющие компании и других потребителей.

Беседовала Евгения Ефименко.