Индивидуальный тепловой пункт как повод пересчитать тарифы

Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) в многоквартирном доме преобразовывает коммунальный ресурс, который поставляет ресурсоснабжающая организация, в коммунальную услугу, которую оказывает управляющая компания. Например, в дом поступает холодная вода, которая подогревается в ИТП и затем поступает по трубам в квартиры. Такое оборудование относится к общедомовому имуществу. Учет коммунального ресурса ведется так, что управляющие компании могут за него переплачивать. О двух случаях рассказал юрист МКА "Арбат" Сергей Сергеев, который дал советы управляющим компаниям.

Отсутствие тарифа «без преобразования»

Тарифы могут, а в ряде случае должны утверждаться в различных размерах с учетом дифференциации согласно нормативным правовым актам, которые регулируют вопросы государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Это следующие акты:

- Закон о теплоснабжении;

- Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075;

- Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э;

- Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утв. Приказом ФСТ России от 7 июня 2013 г. N 163;

Согласно п. 23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, которые устанавливают органы регулирования, могут различаться по такому параметру, как схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей к системе теплоснабжения. Пункт предусматривает дифференциацию тарифов в сфере теплоснабжения в зависимости от схемы подключения по двум основаниям:

- факт подключения теплопотребляющих установок к коллектору теплоисточника либо тепловым сетям;

- вид тепловых сетей, к которым осуществляется подключение (магистральные либо распределительные).

В свою очередь, при дифференциации по первому из названных оснований тарифы устанавливаются с учетом точки подключения к тепловой сети - до тепловых пунктов, на тепловых пунктах или после них.

В то же время согласно п. 120 Методических указаний тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя могут быть дифференцированы по схемам подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения:

- к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией;

- к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей организацией).

Таким образом, действующее тарифное регулирование предусматривает тарифы на «коммунальные ресурсы» в случаях самостоятельного приготовления «коммунальной услуги» управляющей компанией (при подключении до тепловых пунктов).

Как управляющие компании оказывают собственные услуги:

1. РСО продает УК коммунальные ресурсы: «холодную воду» и «тепловую энергию».

2. В тепловом пункте УК подогревает «холодную воду» с помощью «тепловой энергии» как раз в тепловом пункте (ИТП) и оказывает жильцам уже новую коммунальную услугу – «горячего водоснабжения».

Если речь идет о коммунальной услуге «отопление», то УК приобретает тепловую энергию и в ИТП доводит её до необходимых параметров по уровню давления и температуры для подачи в дом.

Собственники помещений оплачивают услугу исполнителю (управляющей компании), а она перечисляет плату РСО за коммунальный ресурс. В последнем случае надо применять тариф, который не учитывает затрат РСО на преобразование ресурса в услугу, раз управляющая компания занимается этим сама.

В частности, так делают в Москве, где тариф без дополнительного преобразования меньше обычного примерно на 400 руб. за одну единицу коммунального ресурса. Разные цены установлены для населения постановлением Правительства г. Москвы от 13.12.2016 № 848-ПП и для обычных потребителей Приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 09.12.2016 № 325.

Но уже в Московской области в большинстве случаев такой дифференциации не предусмотрено. Или она есть только формально, ведь размер тарифа в зависимости от нее не меняется. Лишь для единиц РСО цены установлены правильно. Получается, что УК в любом случае приходится оплачивать по полному тарифу, даже если она самостоятельно оказывает коммунальную услугу с помощью своего ИТП.

В результате УК ежемесячно переплачивают за поставленное тепло и несут невосполнимые потери за счет затрат на эксплуатацию и поддержание надлежащего состояния ИТП. И неясно, какой логикой руководствуется Комитет по ценам и тарифам при рассмотрении предложения РСО в рамках дела об установлении тарифов.

Управляющая организация может оспорить установленный тариф, но это совсем непросто, поскольку необходимо будет предоставить в том числе экономически обоснованную позицию. Но для начала, конечно, придется обратиться в регулирующий орган за разъяснениями.

Прибор учета вышел из строя: как считать объем?

Чтобы самой поставлять горячую воду с помощью ИТП, управляющая компания получает холодную воду и теплоноситель для ее подогрева. Но если прибор учета сломался, возможны конфликты с РСО на почве определения объема потребленного ресурса.

При продаже тепла РСО дифференцирует его как тепло для ГВС и тепло для центрального отопления (ЦО) и ведет раздельный учет. В договоре же предусмотрена нагрузка на ресурс для ЦО и ГВС, поскольку эти услуги имеют различный режим потребления.

При выходе из строя прибора учета на ИТП возникает проблема расчета тепла для нужд ГВС:

- считать по нормативу на отопление нельзя. Это тепло для горячей воды и объем его потребления существенно отличается от объема тепловой энергии, поставляемой в тот же период на нужды отопления;

- применять однокомпонентный норматив на горячую воду, как тот, что установлен для Москвы – нельзя, поставляется тепловая энергия, а не горячая вода. Более того, считать надо в гигакалориях, а норматив установлен в кубических метрах;

- отдельного норматива на тепловую энергию для нужд ГВС нет, поскольку самостоятельная коммунальная услуга «подогрев воды» в принципе не предусмотрена законодательством;

- применять расчет по нагрузкам тоже нельзя, поскольку он не предусмотрен нормами жилищного права для собственников помещений и для УК.

В такой ситуации РСО приходится поломать голову, чтобы выйти из ситуации.  В частности, они пытаются легализовать расчет по тепловым нагрузкам. Ведь жилищное законодательство не содержит порядка определения объема тепловой энергии для нужд ГВС, если выходит из строя прибор учета, а воду УК подогревает сама. И поскольку у РСО нет отношений с жителями – РСО предлагают применять расчет по нагрузкам, предусмотренный законодательством о теплоснабжении.

Таким образом, в интересах собственников помещений и УК будет заблаговременно самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для установления нормативов потребления тепловой энергии, которая используется для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения.